(48439) 9 72 30

 
 
 
 
«Почему многие ученики плохо учатся?..
  По теории обучения должно быть так: чем больше ученик знает, тем легче овладевать ему новыми знаниями. На практике же получается совсем не то: чем больше знаний усвоил ученик, тем труднее ему учиться. Почему так происходит?.. По моему глубокому убеждению, вся система обучение в современной школе страдает очень серьезным недостатком: не хватает умственного воспитания - специальной работы, направленной на развитие способностей ученика. Ученик изо дня в день, из года в год повторяет чужие мысли, а своих собственных не выражает. Перед ним ставится одна задача: запомнить, сохранить в памяти, воспроизвести... первая задача школы - научить хорошо мыслить и говорить... Пусть в школе царствует яркая мысль, живое слово и творчество ребенка. На этих трех китах должно стоять все содержание, весь характер духовной жизни, умственного развития школьников». В.А. Сухомлинский.
  Итак, остановимся на главном, что необходимо в учебном процессе в начальной школе. Основную цель сформулировал В.А. Сухомлинский всего в двух словах: «учить учиться. (Единство обучения и воспитания…). Иными словами: чтобы ребенок охотно учился, его интеллектуальная жизнь ни в коем случае не должна ограничиваться лишь школьными, ученическими методами, требующими запоминания, заучивания и воспроизведения знаний для проверки их учителем». Он подробно останавливается на конкретных умениях, которыми в обязательном порядке должны овладеть ученики в процессе обучения в начальной школе.
  Читать — умение выразительно, бегло, сознательно (осмысленно) читать. Чтобы, читая, ребенок думал не о процессе чтения, а о содержании, когда читает вслух и про себя. «Чтение — очень важное и одно из самых сложных умений, которыми ребенок должен овладеть, чтобы умственно трудиться. Мысль лишь в том случае становиться желанным трудом для маленького человека, если он умеет, читая, думать и думая читать. Без высокой культуры чтения нет ни школы, ни подлинного умственного труда. Плохое чтение — как грязное окно, через которое ничего не видно».
  Писать — умение писать быстро. Письмо должно стать полуавтоматическим: умственные силы ребенка должны быть обращены на понимание смысла того, о чем он пишет, на обдумывание, а не на процесс письма. Как следствие двух умений — умение выражать свои мысли через слово и через письмо, через навыки писать сочинения с целенаправленным содержанием. «Многолетний опыт убедил нас: чтобы научиться достаточно быстро, четко и грамотно писать, чтобы письмо стало средством, инструментом учебного труда, а не конечной целью, ученик должен написать в начальных классах не меньше 1400–500 страниц в тетради».
  Умение решать задачи для развития мышления и памяти. В.А Сухомлинский считает, что ребенок только тогда научился решать задачи, когда он сам может их составлять. На практике это выражалось так: он приводил ребенка в цех и предлагал составить задачу на какую-нибудь операцию, которую выполнял рабочий у станка. Шахматные задачи как нельзя лучше отвечают этому требованию, поскольку ученик каждый раз сам определяет, чего он хочет добиться, решая ту или иную задачу. С этим соглашался и сам Сухомлинский, он писал: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти.
  Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы» .
  Идеи В.А. Сухомлинского нашли отражение в разработанной в г. Обнинске Калужской области концепции «Учебная дисциплина «Шахматы» в начальной школе» (автор Т.К. Фесенко). Чтобы добиться успехов в освоении программы начальной школы нужно много трудиться и ученику, и учителю начальных классов, и его родителям, которые не должны оставаться в стороне от проблем ребенка.
  Вводя шахматы как основной предмет в школе, согласно этой концепции, мы не только сберегаем здоровье детей, но и облегчаем труд учителей и заботы родителей. Как только ребенок научится учиться сам, учебный процесс превратится для него из тяжкой обязанности в осознанное и необходимое дело. А для того, чтобы это произошло, нужно, прежде всего, развивать мышление.
  Лучшего же способа развить мыслительные способности, чем шахматы, человечество не придумало за всю свою историю. Несмотря на кажущуюся простоту, доступность в любом возрасте и демократичность, шахматы, по решению ЮНЕСКО, были названы интеллектуальной игрой № 1 (шестой, высший класс игр).

 
 





Главная   Наша история   Контакты   Каталог   Заказать
Шахматы   Окружающий мир   История   Объект с именем "Оздоровительное питание" не найден.   Черчение
© 2000-2015 УМО «Духовное возрождение»
Copyright notice
Яндекс.Метрика